История Нового Года на Руси



Всё когда-нибудь было в первый раз. Вот и Новый год тоже когда-то давным-давно отмечали первый раз. Когда же это было? Давайте под новый 2010 год вспомним об этом событии.


На Руси, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, начинали лето исчисление или с марта или же, со дня святой Пасхи.

В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, 1 сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п. А для того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим.

Последний раз Новый год 1-го сентября на Руси был отпразднован с царской пышностью в 1698 году. Оделяя каждого яблоком, Петр I называл каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем. Каждый заздравный кубок царя Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий.

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. И именно Петр I допустил ошибку в определении рубежа эпох. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Традиция отмечать рубеж веков на год раньше с тех пор сохранилась.

Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. Пётр Первый "подарил" обычай отмечать Новый год 1 января . Он перенёс празднование Нового года с 1 сентября на ночь 1 января. Интересно, что бы было с теми, кто захотел бы придерживаться старого обычая. Но, видимо, таких людей не нашлось. Это ведь не бороды брить. Да и кто откажется от весёлой зимней ассамблеи с фейерверками в зимнем ночном небе и катаньями по реке на санях? Петр умел не только воевать и строить, но ещё и веселиться.

Вместе с этим он заменил старое лето исчисление от сотворения мира на новое - от Рождества Христова. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Его же нововведением, которое он, по-видимому, позаимствовал у Западной Европы во время Великого посольства, было украшение домов и ворот сосновыми и можжевеловыми ветками. Там уже в 17 веке выпускали специальные ёлочные игрушки, а не просто украшали ёлку всевозможными вкусностями.

Приблизительно одновременно с ёлкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится и Дед Мороз. Но возраст его - больше тысячи лет. Ещё в конце первого тысячелетия нашей эры среди народов Востока появился культ Николая Мирликийского - покровителя детей, моряков, девушек-невест и даже воров, - епископа из греческого города Миры Ликийские (сейчас Турция, г. Демре). С Востока этот культ проник в Центральную и Западную Европу. В раннем средневековье в этот праздник дети даже не учились.

Святой Николаус в Германии, Клаас в Голландии, Клаус в Англии в образе старика с белой бородкой ехал по улицам с мешком за спиной на белом коне или ослике и раздавал детям подарки. Со временем Санта Клаус стал приезжать с подарками на Рождество 25 декабря, так как в этот день полагалось дарить подарки, вспоминая о дарах, которые были принесены младенцу Иисусу.

А в России ещё с незапамятных времён сохранялись мифы и сказки о боге Зимы Морозе Красном или Синем носе, Студенце, Карачуне, который и перевоплотился в Деда Мороза. В декабре 1998 года нашему Деду Морозу нашли родину - город Великий Устюг.

Но кроме Нового года у нас в России отмечают ещё и "Старый Новый год". Он отмечается, потому что наш современный календарь, нового стиля, по которому мы с вами живём, был введён папой римским Григорием 13 в 1582 году. Он заменил собой календарь юлианский (старый стиль), который применялся с 45 года до нашей эры. Григорианский календарь более точен - учитывается длина суток, смена фаз луны, количество дней в фазе. Россия очень долго жила по юлианскому календарю. Только 14 февраля 1918 года был введён григорианский календарь. Между старым и новым стилями за два тысячелетия появилась разница, составившая 13 суток. Так что из уважения к движению светил, истории да православной церкви, которая и по сей день пользуется юлианским календарём, мы получили возможность два раза встречать Новый год - 1 и 14 января, чем мы с удовольствием и пользуемся.

Вот такая интересная история про Новый год. Самый любимый праздник детей и взрослых, который даёт нам возможность получать подарки и поздравления, загадывать желания и начинать ежегодно новую жизнь.

Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами: санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом и подарками…


И сегодня мы с Вами празднуем всеми любимый Новый год!

История Рождества

Слабо зная историю Церкви, мы часто полагаем, что все православные традиции сложились в апостольские времена и с тех пор не изменялись. Это не так. Более того, это убеждение хотя и кажется благочестивым, но на самом деле очень опасно. Уже потому, что препятствует Церкви развиваться.

– Зачем ей развиваться? – возмутится какой-нибудь начетчик.

Но тогда извини, брат, придется тебе перестать ходить на нынешние литургии, потому что они разительно отличаются от богослужений первых веков. Следует отказаться от некоторых таинств (например, браковенчания), установленных отнюдь не в апостольские времена. И вообще покинуть Православную Церковь и уйти в протестанты.

В XVI веке они, отбросив почти все, что было установлено Церковью за много веков, решили жить на манер первохристиан. Причем не настоящих, а по ходу дела придуманных. Например, пришли к выводу, что первые христиане не почитали икон. А ведь их еще святой евангелист Лука писал. Когда протестанты об этом узнали, они растерялись, кое-где у них образа уже начали появляться. И сколько им еще открытий чудных предстоит. Но настоящей Церкви они все признавать не хотят. Она им кажется слишком новаторской. Вот что может произойти, если мы откажем Церкви в праве на развитие. Другое дело, что как дерево растет, не отвергая корней, так и православие может меняться, лишь опираясь на заветы Христовы, апостольское и святоотеческое предания и, что очень важно, на соборное мнение Церкви.

Образцом же того, как могут преображаться обычаи в Церкви, не ослабляя, а обогащая ее, является история празднования Рождества.

Рождество в первые века

В древности считалось, что датой Рождества является 6 января по старому стилю, или 19-е по новому. Каким образом первохристиане пришли к этой дате? Они считали Христа как Сына Человеческого «вторым Адамом». В том смысле, что если первый Адам был виновником грехопадения рода человеческого, то второй стал Искупителем людей, источником нашего спасения. При этом Древняя Церковь пришла к мнению, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам. То есть в шестой день первого месяца в году. Ныне мы в этот день отмечаем день Богоявления и Крещения Господня.

В древности же этот праздник именовался Епифанией и включал Богоявление, Крещение и Рождество. В этом некотором умалении Рождества был опасный уклон, которым не замедлили воспользоваться еретики. Гностики и ариане придавали этому празднику большое значение.

Подобное положение далеко не всех устраивало в Православной Церкви. Многим хотелось, чтобы Рождество получило должное внимание. Кроме того, наряду с мнением, что Рождество Христово приходится на сотворение Адама, в Церкви издавна существовало убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное.

Многие святые отцы – Ипполит Римский, блаженный Августин и, наконец, святой Иоанн Златоуст – считали, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в год его смерти приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, мы получаем для Рождества Христова дату 25 декабря. Сначала это убеждение победило, судя по всему, на Западе. Историки-рационалисты объясняют это исключительно тем, что в Римской империи на 25 декабря выпадало торжество, посвященное обновлению мира, – День солнца.

В день, когда солнечное время суток начинало прирастать, язычники веселились, поминая бога Митру, напивались до полусмерти и т.д. Увлекали эти празднования и христиан так же, как сейчас в России мало кто благополучно минует новогодние торжества, приходящиеся на пост. И тогда местное духовенство, желая помочь своей пастве победить приверженность к этой языческой традиции, решило перенести Рождество на этот самый День солнца. Тем более, что в Новом Завете Иисус Христос именуется «Солнцем правды».

– Вы хотите поклоняться солнцу? – спрашивали римские святители у мирян. – Так поклоняйтесь, но не сотворенному светилу, а Тому, что дарит нам истинный свет и радость, – Солнцу бессмертному, Иисусу Христу.

Это, если так можно выразиться, внешняя канва событий. У нехристиан она вызывает иронию. Мол, хорошо ли это: из педагогических соображений, назло язычникам устанавливать новую дату празднования?

Они отказываются замечать, что одним лишь желанием победить языческий праздник история переноса сроков Рождества не исчерпывается. Мнение, что Христос пробыл на земле от момента зачатия до распятия полное число лет, основано на внимательном изучении Евангелия.

Во-первых, нам известно, когда Ангел известил старца Захарию о рождении Иоанна Крестителя. Это произошло во время служения Захарии в Храме Соломона. Все священники в Иудее были разделены царем Давидом на 24 чреды, которые служили по очереди. Захария принадлежал к Авиевой чреде, 8-й по счету, время служения которой приходилось на конец августа – первую половину сентября. Вскоре «после сих дней», то есть примерно в конце сентября, Захария зачинает Иоанна Предтечу. Церковь празднует это событие 23 сентября.

В 6-й месяц после этого, то есть в марте, Ангел Господень возвестил Пресвятой Богородице о непорочном зачатии Сына. Благовещение в Православной Церкви празднуется 25 марта. Месяцем Рождества, таким образом, оказывается по старому стилю конец декабря. С абсолютной точностью день Рождества установить, конечно, невозможно.

Но мнение, что Спаситель родился в то время, когда начинает возрастать число светлых часов во днях, мнение, опирающееся на Евангелие, – само по себе красиво и убедительно.

Перед нами приоткрывается одна из величайших тайн мироздания – приготовление его к Рождеству Христову.

Победа нового праздника

К середине четвертого века мечта сделать Рождество общеправославным, великим праздником стала насущной для всей Церкви. В то время свирепствовали ереси, которые навязывали идею, что Бог не принимал человеческого образа, что Христос пришел в мир не во плоти и крови, а, подобно трем ангелам у Мамврийского дуба, был соткан из иных, высших энергий.

И тогда православные окончательно поняли, как мало они до сих пор уделяли внимания Рождеству Христову.

Особенно болело сердце об этом у святого Иоанна Златоуста. В речи, произнесенной 20 декабря 388 года, он попросил верующих приуготовиться к празднованию 25 декабря Рождества. Святой рассказал, что на Западе Рождество уже давно празднуется, пора и всему православному миру перенять этот добрый обычай. Поведал, как втайне он молился об этом.

Эта речь победила колеблющихся, которые перед тем спорили и возражали против нововведения. Народ всей душой принял установление праздника, и в последующие полвека Рождество восторжествовало повсеместно в христианском мире.

В Иерусалиме, например, в этот день вся община во главе с епископом отправлялась в Вифлеем, ночью молилась в пещере, а утром возвращалась праздновать Рождество домой. Торжества продолжались восемь дней.

После того, как на Западе был составлен новый Григорианский календарь, католики и протестанты стали праздновать Рождество на две недели раньше православных.

В XX веке под влиянием Константинопольского Патриархата по Григорианскому календарю стали праздновать Рождество Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Вместе с Русской Церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. По словам покойного Иерусалимского Патриарха Диодора, «старостильники» по численности составляют 4/5 от общего числа православных.